Законопроект о раскрытии бенефициаров юридических лиц принят в первом чтении

Госдума одобрила законопроект, обязывающий юридические лица раскрывать информацию о своих бенефициарных владельцах. Данные о владельцах по требованию органов должны будут предоставить не только сами компании, но и банки, совершающие денежные операции с их счетами.

Государственная Думу в первом чтении проголосовала за законопроект № 965365-6, вносящий поправки в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Документ разработан Правительством РФ, в целях реализации Национального плана по противодействию уклонению от уплаты налогов и сокрытию бенефициарных владельцев компаний. Он предусматривает обязанность раскрывать сведения о бенефициарах юридических лиц по требованию Росмониторинга и ряда федеральных органов. Более того, компании обязаны хранить и обновлять информацию о владельцах. Эти меры направлены на сбор данных о юридических лицах и повышение прозрачности их деятельности, а также на противодействие легализации незаконных доходов и спонсированию терроризма.

В случае принятия, законопроект внесет новую статью в Кодекс об административных правонарушениях — «Нарушение юридическими лицами обязанности по установлению и представлению информации о своих бенефициарных владельцах». Наказывать за это правонарушение будут по нормам статьи 15.27, предусматривающей штраф для должностных лиц в размере от 30 до 50 тысяч рублей и для юридических лиц — в размере от 100 тысяч до 500 тысяч рублей.

Материалы по теме Офшоры: прятать или признать

Кроме информации, запрашиваемой у юридических лиц о бенефициарных владельцах имущества и самой компании, сведения могут быть запрошены у организаций, проводящей операции с денежными средствами или другим имуществом. Фактически, под этот законопроект попадают все банковские организации, в которых открыты расчетные счета бизнеса.

Таким образом, предлагаемые чиновниками поправки должны сделать более прозрачными связи между компаниями и их фактическими владельцами. С другой стороны, новые требования ставят под вопрос институт коммерческой и банковской тайны. Поэтому многие эксперты отрицательно отзываются об этой инициативе. Как говорит вице-президент РСПП по корпоративным отношениям Александр Варварин, в нынешней редакции документа возможность о наказании распространяется даже на те компании, которые выразят готовность раскрывать информацию.

Варварин Александр Вице-президент РСПП по корпоративным отношениям и правовому обеспечению   Сама формулировка «обоснованные и доступные меры» оставляет простор для злоупотреблений: непонятно, достаточно ли просто направить запрос о предоставлении сведений, запрашивать их из ЕГРЮЛ или требовать через суд. Перечень таких мер нужно закрепить в законе, например: изучение учредительных документов, использование внешних источников информации, устные запросы. Иначе из-за обтекаемости формулировки норма может привести к коррупции.  

Другие эксперты также отмечают ряд недоработок законопроекта. В частности указывают на то, что сама организация может даже не знать своего реального владельца. И что такие функции разумнее было бы возложить на Федеральную налоговую службу, у которой для этого есть необходимые ресурсы. Главный «фигурант» инициативы — Росфинмониторинг также не может объяснить как будут работать некоторые его нормы на практике. В частности, как оформлять документы с информацией, а главное – где и как их хранить.

Однако, в законодательной практике является не редкостью, когда инициатива, принятая в первом чтении, существенно видоизменяется ко второму. Видимо законопроект о бенефициарных владельцах ожидает именно такая участь. Для внесения поправок у чиновников и депутатов есть, как минимум, 30 дней.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.