Законность системы взимания платы с грузовиков «Платон» оценят Конституционный и арбитражный суды

Заседание Конституционного Суда РФ по запросу группы депутатов Государственной Думы о соответствии Основному закону России порядка взимания платы за проезд грузовиков за проезд по федеральным трассам назначено на 14 апреля 2016 года. А 4 апреля состоится очередное заседание Арбитражного суда города Москвы по иску Алексея Навального к оператору системы «Платон».

Жалоба группы депутатов из партии КПРФ на систему «Платон» принята к рассмотрению Конституционным Судом РФ. По сообщению на официальном сайте суда, первое заседание по данному вопросу состоится 14 апреля 2016 года.

Группа депутатов-коммунистов обратилась в КС РФ с обращением в декабре 2015 года. Под запросом было поставлено 92 подписи. Парламентарии просили дать оценку соответствия Конституции РФ норм статьи 12.21.3 Кодекса об административных правонарушениях, статьи 311 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» и постановления Правительства РФ от 14 июня 2013 года № 504 «О взимании платы в счет возмещения вреда, причиненного автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн». Все эти документы имеют отношение к одному и тому же вопросу — работе системы «Платон» и сборам с владельцев грузовиков, которые взимаются в эту систему за проезд по дорогам федерального значения. Депутаты недовольны ответственностью за отказ платить, а также утверждают, что плата для грузовиков приводит к двойному налогообложению.

Мнение бизнеса

Кузнецов Александр Евгеньевич, Генеральный директор компании «КАДИС», высказал свое мнение о перспективах рассмотрения заявления коммунистов Конституционным Судом.

» Собственно обращение (запрос) имеет под собой правовое основание, поскольку введенная в конце 2015 года плата для большегрузных автомобилей имеет некоторые признаки налогового платежа. В то же время, механизм его введения не позволяет отнести его к налоговому законодательству. Давайте порассуждаем, случайно ли это?
Имел ли место быть общественный запрос на взимание дополнительной платы за проезд большегрузов? Однозначно – да! Не надо быть экспертом, чтобы понимать степень разрушительного воздействия на дороги большегрузов. Он во многие тысячи раз превышает урон от воздействия на дороги легкового автотранспорта. Поэтому с точки зрения справедливости введения платежа здесь все нормально. Это подтверждается и международной практикой, в первую очередь, европейской.
Необходимость притока дополнительных средств для покрытия дефицита бюджета здесь даже не обсуждается. Остается небольшой нюанс – обещание президента и правительства не повышать в обозримом будущем налоги, что по формальным признакам и было соблюдено.
Итак, чего мы ждем от заседания Конституционного Суда? По праву все сделано безупречно, по справедливости – тоже. Скорее всего КС не найдет правовых оснований для признания оспариваемых депутатами правовых актов не соответствующими Конституции РФ. Государство продолжит получать дополнительные, неналоговые доходы, а коммунисты запишут в свой актив симпатии части электората из гильдии грузоперевозчиков.»

Система «Платон», которой делегированы полномочия по сбору с владельцев большегрузов платы за проезд по федеральным трассам, начала работать 15 ноября 2015 года. До 1 марта 2016 года был установлен льготный тариф в размере 1,53 рубля за километр пути, позже он был продлен до специального распоряжения. Собранные системой денежные средства поступают в Федеральный дорожный фонд и должны направляться в качестве трансфертов на федеральные дорожные проекты. Президент РФ Владимир Путин распорядился освободить владельцев грузовиков от уплаты транспортного налога, и чиновники сейчас предоставляют по нему вычет на сумму фактически внесенных в «Платон» средств.

Административная ответственность за проезд без оплаты была оптимизирована: первоначальные штрафы, предусмотренные статьей 12.21.3 КоАП РФ, снижены в несколько раз. Однако, Росавтодор сообщает о том, что ежедневно за проезд грузовиков в систему «Платон» не вносят деньги порядка 1 тысячи транспортников. Некоторые из них повторно используют маршрутную карту, а некоторые так и не зарегистрировались в системе. Чиновники утверждают, что «Платон» работает в штатном режиме, и к утру 30 марта принес бюджету порядка 5,5 млрд рублей.

Старовойт Роман глава Росавтодора   Сегодня система функционирует в штатном режиме, на 10 утра собрано 5,47 млрд руб. и выписано почти шесть млн маршрутных карт. Можно контрастировать, что система запущена и функционирует в штатном режиме.  

Всего Росавтодор и Минтранс рассчитывают получить от «Платона» в 2016 году не менее 20 млн рублей, 10,5 млн из которых получит оператор системы. Однако, не только Конституционный Суд рассматривает законность этой системы. В Арбитражном суде города Москвы сейчас находится на рассмотрении иск оппозиционера Алексея Навального о признании ничтожным концессионного соглашения Росавтодора с оператором системы «Платон» компанией «РТ-Инвест Транспортные системы» (РТИТС). Пока суд обязал ответчиков представить текст спорного концессионного соглашения. Этот документ является конфиденциальным и до сих пор этот нигде официально не публиковался. Следующее заседание по этому делу должно состояться в понедельник, 4 апреля 2016 года. Таким образом, решения арбитража и КС РФ о «Платоне» могут быть приняты практически одновременно.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.